1. Что такое мультимодальные перевозки?

Мультимодальные перевозки — это система доставки грузов, при которой используется несколько видов транспорта (железнодорожный, морской, автомобильный, авиационный) в рамках одной логистической цепи. Организацией занимается единый оператор, который несет ответственность за весь маршрут, даже если перевозки выполняются разными перевозчиками.

Ключевые особенности:

  • Использование контейнеров (20’/40’ DV, рефрижераторных, танк-контейнеров) для упрощения перегрузки.
  • Оптимизация маршрута с учетом стоимости, сроков и надежности.
  • Часто включает перевалочные узлы (порты, ж/д терминалы, логистические хабы).

2. Преимущества мультимодальных перевозок

мультимодальные перевозки

Стоимость
Мультимодальные перевозки дешевле на дальних расстояниях благодаря экономии за счет железнодорожного и морского транспорта. Автомобильные перевозки дороже из-за высоких затрат на топливо и платные дороги.

Грузоподъемность
В мультимодальных перевозках можно перевозить до 40-60 тонн в составе ж/д или морского транспорта, тогда как автомобильные ограничены 20-25 тоннами (еврофура).

Дальность
Мультимодальные перевозки позволяют осуществлять глобальные маршруты (Европа–Азия, США–Европа), в то время как автомобильные эффективны на расстояниях до 3000–4000 км.

Экологичность
Железнодорожный и морской транспорт имеют меньший углеродный след по сравнению с автомобильными перевозками, что делает мультимодальные перевозки более экологичными.

Надежность
Меньшая зависимость от пробок и погодных условий (особенно в морских перевозках) повышает надежность мультимодальных перевозок. Автомобильные перевозки чаще сталкиваются с задержками из-за ДТП и ремонтов дорог.

Безопасность
Контейнеры сложнее вскрыть, что снижает риски кражи по сравнению с автомобильными перевозками, где угон и повреждение груза встречаются чаще.

Примеры

  • Китай–Европа: доставка по ж/д (Чэнду–Москва) + авто (Москва–Берлин) занимает около 14 дней против 35–40 дней морем.
  • США–Европа: комбинация морского (контейнеровозы) и ж/д транспорта.

Статистика

  • В 2023 году объем мультимодальных перевозок в ЕС вырос на 12% (Eurostat).
  • Железнодорожные контейнерные перевозки между Китаем и Европой увеличились на 30% с 2020 года (China Railway).

3. Недостатки мультимодальных перевозок

задержка в мультимодальных перевозках

Сложность организации
Требуется координация между разными видами транспорта, что усложняет логистику.

Зависимость от инфраструктуры
Не во всех регионах есть железнодорожные ветки или порты, что ограничивает возможности мультимодальных перевозок.

Дольше сроки
Перегрузки добавляют время, особенно в портах, что может увеличить общее время доставки.

Жесткие требования к грузу
Не все товары подходят для контейнеризации, что ограничивает применение мультимодальных перевозок.

Пример
Доставка скоропорта из Испании в Россию выгоднее автотранспортом (3–4 дня), чем мультимодально (ж/д + авто, 7–10 дней).

4. Когда выгодны мультимодальные перевозки?

  • Большие объемы (партии от 5–10 контейнеров).
  • Дальние расстояния (от 2000–3000 км).
  • Не срочные грузы (допустима задержка на 2–5 дней).

5. Вывод

Мультимодальные перевозки снижают затраты на международной логистике, но требуют тщательного планирования. Для срочных или небольших грузов автотранспорт остается оптимальным. В будущем рост инфраструктурных проектов, таких как развитие ж/д коридоров в Азии и Африке расширят возможности мультимодальных перевозок.

Тренд: В 2024–2025 годах ожидается рост комбинированных перевозок на 8–10% (McKinsey).