Компания

«ТрансЛинк» — средняя транспортная компания из Москвы, с 2015 года занимавшаяся внутренними перевозками по России. В 2021 году руководство приняло решение выйти на международный рынок с фокусом на доставку сборных грузов (LTL) в Германию, Польшу и Нидерланды.

Вызовы

  1. Санкционные ограничения (2022 год)
    1. Блокировка расчетов в EUR/USD через западные банки.
    1. Закрытие границ ЕС для российских грузовиков (исключение — транзит в Калининград).
    1. Риск отказа европейских партнеров от сотрудничества.
  2. Логистические сложности
    1. Удорожание морских перевозок в 3 раза из-за перенаправления потоков.
    1. Необходимость перехода на перевалку грузов в Беларуси и Турции.
    1. Задержки на таможне из-за усиленного досмотра.
  3. Потеря клиентов
    1. 40% европейских заказчиков приостановили контракты.
в россию через турцию

Решения

  1. Смена операционной модели
    1. Переход на схемы транзита через Казахстан и Турцию с перегрузкой в нейтральные трейлеры.
    1. Партнерство с местными перевозчиками в ЕС (например, польской компанией «EuroTrans»).
  2. Финансовая адаптация
    1. Открытие счетов в юанях (CNY) и дирхамах (AED) для расчетов с азиатскими поставщиками.
    1. Использование криптовалютных escrow-сервисов для сделок с новыми клиентами.
  3. Технологии для надежности
    1. Внедрение блокчейн-трекинга (на базе Waves Enterprise) для подтверждения происхождения грузов.
    1. Автоматизация таможенного декларирования через 1С:Логистика.
  4. Переориентация на «дружественные» рынки
    1. Активный поиск клиентов в Сербии, Турции, ОАЭ — странах, не присоединившихся к санкциям.
через Казахстан и Турцию

Результаты (2023–2024)

  • Рост оборотов на 25% за счет новых направлений (Турция, Китай, Индия).
  • Снижение зависимости от ЕС: доля Европы в перевозках упала с 70% до 35%, но выручка сохранилась за счет Азии и Ближнего Востока.
  • Партнерская сеть: 12 новых контрактов с перевозчиками из Казахстана, ОАЭ и Китая.
  • Риски: пришлось сократить автопарк на 15% и перейти на аренду транспорта в Турции.

Выводы для бизнеса

  1. Гибкость маршрутов — ключевое преимущество в условиях санкций.
  2. Доллары и евро больше не гарантия — нужны альтернативные валюты и платежные инструменты.
  3. Технологии = доверие: блокчейн и цифровые платформы помогают сохранить клиентов.

«Раньше мы думали о Европе как о главном рынке. Сейчас это лишь один из узлов в глобальной цепочке», — Алексей Сорокин, CEO «ТрансЛинк».